Перегородчатая эмаль – красивейший вид ювелирного искусства

Рейтинг автора
Автор статьи
Алена Большакова
Написано статей
2

Перегородчатая эмаль, или иначе клуазоне, дословно с французского – «помещённый в ячейку», считается одной из красивейших и наиболее сложных техник ювелирного искусства. Немногие мастера берутся за такую работу, и зачастую дело тут не в нехватке опыта.

Перегородчатая эмаль

Техника требует усидчивости (в прямом смысле слова – долгого сидения, поскольку эмаль наносят вручную), пространственного мышления и безупречного художественного вкуса.

Что такое перегородчатая эмаль

Суть техники: на пластине (чаще серебряную или золотую) тонкой проволочкой выкладывают узор. Проволока играет роль перегородки. Чем точнее линия, выложенная проволокой, тем чище будет результат.

Промежутки узора (окна), образованные проволокой, заполняются жидким, легко плавящимся стеклом. Затем изделие «доводится» до готовности в муфельной печи.

Процесс нагрева повторяется многократно, пока покрытие не застывает надлежащим образом.

Перегородчатая эмаль в искусстве

История использования эмали насчитывает не одну сотню лет. Искусство развивалось параллельно в разных странах, но суть технологии перекликалась, несмотря на местные особенности. Зародилась технология в Древнем Египте, затем через Византию получила широкое распространение в Европе и дошла до Древней Руси.

Перегородчатая эмаль: история

В Древней Руси

Первое упоминание о русской финифти встречается в 1175 году в Ипатьевской летописи. Хотя изначально эмалью украшали предметы церковного обихода и иконы, эволюция мастерства русских ювелиров позволила приобрести технике непередаваемый колорит.

Интересно! Самые известные произведения ювелирного искусства с применением клуазоне – яйца Фаберже.

К сожалению, революция 1917 года на длительное время повергла всю отрасль в упадок. Но сегодня всё больше мастеров обращается к технике перегородчатой эмали, достигая немалых успехов на этой стезе.

Китайская эмаль (цзинтайлань)

В Китае возникновение этого декоративно-прикладного искусства датируется правлением императора Цзинтай, из-за чего техника носит такое название. Китай – родина самых красивых изделий в этой технике.

Тончайшие рисунки нанесены не только на ювелирные украшения, но и на ширмы, курильницы для благовоний, чаши и палочки для еды.

Интересно! До ХХ века изделия цзинтайлань можно было встретить только в храмах и императорском дворце.

Однако в 1904 году в Чикаго на международной ярмарке китайская перегородчатая эмаль заслуженно заняла I место.

Китайская перегородчатая эмаль

В Японии

Методика работы с эмалью пришла в Японию из Китая и получила название «сиппо». Основными отличиями от материковой техники стала более приглушённая палитра цветов с меньшим количеством оттенков, преобладание чётких геометрических узоров и характерным зеленоватым фоном.

Вторая половина XIX века стала периодом ренессанса для сиппо. С изобретением новых видов стойких, красочных составов техника стала разнообразнее, хотя классические сюжеты не утратили актуальность.

Византийские эмали

Стремительное развитие науки и искусства обусловили быстрый технический прогресс, что позволило в VIII веке зародиться такому явлению, как византийская эмаль.

Впервые в ювелирном искусстве такое покрытие использовалось как самостоятельная техника и художественный приём, а не средство имитации драгоценных камней.

Именно византийская техника считается классической. Она послужила основой для развития искусства клуазоне в средневековой Европе и Древней Руси.

Византийские эмали

Грузинская перегородчатая эмаль

Минанакри без преувеличения – визитная карточка государства. Самые ранние образцы грузинской финифти насчитывают 12 столетий.

Многие ранние памятники носили сакральный характер, служили для украшения церквей. К сожалению, свидетельства прошлого до наших дней дошло в обломках. Но с XIX века почти утраченное искусство обрело вторую жизнь.

Грузинская перегородчатая эмаль

Виды эмалей

Выделяют разные виды покрытий по различным признакам, один из которых – цвет. По тому, какой пигмент и в какой концентрации добавлен в стеклянный порошок, выделяют:

  • эмаль жёлтого оттенка;
  • красного;
  • коричневого;
  • синего;
  • зелёного;
  • чёрного.
Важно! Итоговый цвет изделия будет зависеть именно от концентрации красящего пигмента и его состава. Современные красители позволяют получить более яркую и насыщенную палитру.

По оптическим свойствам выделяют:

  • полупрозрачную;
  • прозрачную;
  • непрозрачную.

По температуре обработки:

  1. Горячая перегородчатая эмаль, которая запекается в муфельной печи при температуре в 800 °С. Этот метод предпочитают профессиональные ювелиры – настоящие асы своего дела.
  2. Холодная эмаль, затвердевающая при более низких температурах. Это двухкомпонентный полимерный состав, которым, по сути, раскрашивают изделие. Для отвердения покрытия применяют не высокую температуру, а облучение ультрафиолетом.

Виды перегородчатых эмалей

Особенности состава эмалей

Основываясь на данных спектрального анализа, исследователи установили, что качественный состав, используемый для изготовления эмалей в XVI–XIX веках, сильно отличается от современных образцов.

Благодаря этим исследованиям выявлены следовые количества танина, ванадия, таллия, молибдена, серебра, золота, сурьмы, марганца, циркония, магния, меди и др.

Скорее всего, эти вещества попали в состав покрытия из-за загрязнения реактивов: лишь малая часть из этих компонентов вводилась для достижения определённого эффекта.

Сегодня технологии позволяют более точно прогнозировать результат от введения того или иного пигментного вещества. Уровень технологии даёт возможность оперировать с сотыми и тысячными долями концентрации, что открывает невероятный простор в палитре оттенков.

Большинство эмалей до XIX века были получены в результате эксперимента. Сейчас экспериментальная работа ведётся в области получения новых оттенков.

Так, сотрудниками ВНИИ Ювелирпрома были разработаны и введены в производство 12 новых оттенков.

Составы эмалей

Современные украшения из перегородчатой эмали

Перегородчатая эмаль – всегда штучное изделие. В ювелирном магазине не получится купить по-настоящему уникальную вещицу. То, что выпускают ювелирные заводы, – скорее имитация перегородчатой эмали.

С точки зрения экономики это оправданный шаг, поскольку изготовить два идентичных предмета в уникальной технике невозможно. А создание основ с уже заложенными ячейками для заливки позволяет выпускать многочисленные серии украшений.

Главные признаки настоящей перегородчатой эмали станут:

  1. Цена. Уникальные вещи никогда не были дешёвыми.
  2. Однозначно определяемая по всей длине проволока, образующая перегородку. Если она не видна невооружённым глазом, то при 10-кратном увеличении её точно можно рассмотреть.
  3. Тонкий рисунок, возможно с небольшими огрехами, связанными с ручной техникой выполнения.

Радует тенденция, направленная на возрождение столь удивительного вида прикладного искусства. Синтез современных технологий и древнего мастерства дарит вещи невероятной красоты.

Пусть не каждый может позволить себе приобрести украшение с перегородчатой эмалью, но сама возможность любоваться такими уникальными произведениями приносит истинное наслаждение.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

В истории добычи драгоценных камней алмазы занимают особое место. Твёрдые, износостойкие, прозрачные или цветные, эти минералы будоражат умы и сердца ...

81

0

Что такое бриллиант? Это алмаз, огранённый определённым способом. Бриллианты красивы, популярны, дороги. Их сопровождает невероятное множество легенд и историй. Содержание1 ...

163

0

Загадки истории притягивают, и в каждом поколении находятся люди, жаждущие их разгадать. Одна из таких великих тайн – судьба знаменитой ...

400

0