Загадки истории притягивают, и в каждом поколении находятся люди, жаждущие их разгадать. Одна из таких великих тайн – судьба знаменитой Янтарной комнаты.
Созданная в начале XVIII века, она поразила знатоков неземной красотой, изысканностью интерьера и ювелирным мастерством камнерезов. Однако судьба уготовила ей и немало трагических моментов.
Содержание
Ценители высокого искусства возвели Янтарную комнату в ранг восьмого чуда света. Создавалась Янтарная комната в Пруссии, автор генерального проекта – скульптор Андреас Шлютер.
Позже свои творческие правки внёс гениальный Бартоломео Растрелли. Именно в его исполнении она и простояла в России 224 года – до своего загадочного исчезновения.
По замыслу первого архитектора комнаты, она должна была исполнять роль зимней резиденции короля Пруссии, Фридриха I.
Установка всех деталей конструкции завершилась в 1709 году. В 1716 году янтарное чудо в разобранном виде перешло к Петру Великому.
К этому времени на троне Пруссии восседал сын Фридриха, Вильгельм, который и преподнёс комнату в дар российскому царю. Она послужила укреплению русско-прусского союза против Швеции.
Осенью 1941 года фашисты хозяйничали в Царском Селе, грабя исторические памятники России. Оттуда же они вывезли в Кёнигсберг Янтарную комнату.
В будущем Калининграде она пробыла вплоть до 1945 года, а потом исчезла. Впрочем, в том, что этот шедевр утерян навсегда, многие сомневаются, а поиски продолжаются. Проследим и мы за её историей.
Соперничая в роскоши убранства дворцов и личных резиденций с Людовиком XIV, Фридрих I повелел украсить свой дворец в Берлине янтарным кабинетом.
Заказ короля был исполнен, и в 1709 году состоялось его торжественное открытие. Спустя две недели произошла трагедия: вся облицовочная конструкция комнаты рухнула. Её остатки свезли в Цейхгауз, а в 1716 году Вильгельм передал их в дар русскому царю.
Пётр I успел полюбоваться комнатой ещё при жизни Фридриха I. Так закончился прусский период жизни Янтарной комнаты.
Любительница особой роскоши, которую она считала доказательством императорского величия, дочь Петра, Елизавета вспомнила о янтарных панелях в самом начале своего царствования.
Сначала она хотела оформить ими парадный зал Зимнего дворца в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге. Растрелли, которого она привлекла к выполнению проекта, объяснил императрице, что деталей недостаточно для столь большого помещения.
В 1743 году Елизавета Петровна занялась переустройством летнего дворца в Царском Селе. На этот раз Растрелли согласился выполнить желаемое, но добавил в интерьер комнаты зеркальные пилястры и живописные панно, исполненные придворным художником Иоганном Гроотом.
Недостающую четвёртую панель императрица получила от Фридриха Великого, к которому обратилась с просьбой. Для поддержания комнаты в достойном виде была учреждена должность смотрителя, следившего за состоянием янтаря.
В 1762 году на российский престол взошла Екатерина Великая. Бережно сохранявшая и приумножавшая богатство России, императрица не обошла своим вниманием и Янтарную комнату.
При её правлении прошла последняя реконструкция интерьера: художественные панно заменили мозаичными панелями из янтаря, а зеркальные пилястры оборудовали подставками из камня. Все изделия производились в Царскосельской янтарной мастерской.
Обстановка комнаты была дополнена мебелью в технике маркетри. Появились и другие декоративные предметы: роскошные французские бронзовые часы и изящные китайские фарфоровые вазы.
В Пушкине немецкие войска появились в сентябре 1941 года. Началось жестокое разграбление царского наследия. От уничтожения Янтарной комнаты в Екатерининском дворце спасло прибытие специалистов, отвечавших за доставку всех ценностей в рейх.
Граф Соумс-Лаубах и капитан Поенсенген велели аккуратно демонтировать комнату и отправить в Кёнигсберг.
После того как Кёнигсберг был взят советскими войсками, вышел приказ о вывозе всех ценностей, награбленных фашистами. Руководил операцией по изъятию профессор Александр Брюсов.
Именно к нему обратился Альфред Роде, тесно связанный с историей Янтарной комнаты. Он показал место хранения похищенных ценностей, но про Янтарную комнату сообщил, что она сгорела.
К сожалению, Брюсов поверил Роде и составил акт об утере янтарного чуда. Однако Анатолий Кучумов, отвечавший за эвакуацию комнаты из Царского села, решил проверить полученные сведения.
Расследование показало, что версия пожара несостоятельна. Что же произошло на самом деле и какие версии о нахождении комнаты существуют на сегодняшний день?
Специалисты озвучили 5 основных версий предполагаемого местонахождения деталей Янтарного кабинета:
Мистика сопровождает поиски Янтарной комнаты, выливаясь в трагические смерти тех, кто к ним был причастен. События напоминают происходившее с людьми, открывшими пирамиду Хеопса.
Сначала погибли доктор Роде и его жена. Затем ушёл из жизни майор Иван Курица, расследовавший исчезновение объекта. Его смерть была ужасной: ему отрезало голову натянутой на дороге проволокой, когда он ехал в машине.
В конце 80-х годов XX века Георг Штайн, близко подошедший к разгадке, собирался сообщить о полученных сведениях на пресс-конференции, но внезапно покончил с собой.
В начале 90-х годов погиб Юрий Гусев, военнослужащий российской армии. Он тоже занимался поисками Янтарной комнаты. Однажды Гусев сказал кому-то из журналистов, что знает о её местонахождении, а через два дня погиб в автокатастрофе.
Поскольку поиски шедевра не увенчались успехом, Совет Министров РСФСР принял решение о её восстановлении. Работы начались в 1983 году и продлились 20 лет. В совместный российско-немецкий проект вложили 15 млн долларов и 6 тонн янтаря.
Одна из стен комнаты – сплошной ряд окон, межу которыми встроены зеркала в золочёных рамах. Остальные три инкрустированы янтарными панелями и зеркальными пилястрами.
На самих панелях размещены флорентийские мозаики из полудрагоценных камней. В аллегорической форме они передают суть пяти человеческих чувств: обоняния, зрения, слуха, осязания и вкуса.
Пол выполнен из наборного паркета, составленного в изысканный орнамент янтарных оттенков. В одном из углов к стене прикреплён изящный столик на одной ножке. Вдоль стен установлены столики, стулья и наборный комод.
Изначально для освещения комнаты использовались 565 свечей, вставленных в бронзовые гнёзда. Для убранства применён китайский фарфор.
Красный цвет всегда ассоциировался с витальной энергией, силой и боевой яростью. Камни такого цвета обладают теми же свойствами, что приписывают ...
На рынке драгоценных металлов золото занимает внушительные позиции. Более того, со временем металл стал обретать новые вариации цвета, и сегодня ...
Голубой камень нередко встречается в ювелирных украшениях. По популярности этот цвет может затмить даже карбункул (любой представитель группы минералов с ...